Конспект занятия по развитию речи для воспитанников III группы специальной коррекционной школы VIII вида. Программа по развитию связной речи в коррекционной школе VIII-го вида Работа над образным сравнением

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа _Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для __4__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ Министерства образования №1830 от 31.07.2013г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»)

2. Программы составленной на основе образовательной программы В.В. Воронковой по предмету «Математика» для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида М.: «Просвещение», 2010 год.

3.Учебного плана на 2015-2016 учебный год МКСОУ Починковская СКО школа-интернат VIII вида.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель – ствол, трава – куст - дерево) , показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок) , ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывать предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» входит в образовательную область «Коррекционная подготовка» учебного плана МКСОУ Починковская СКО школа – интернат VIII вида»

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Рабочая программа рассчитана:

4 класс - 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Этот раздел в программе по русскому языку направлен на коррекцию недостатков общего и речевого развития учащихся с ОВЗ

Цели программы обучения:

Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи программы обучения :

    формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

    расширять и обогащать представление об окружающем мире;

    обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

    обогащать словарный запас учащихся;

    научить учащихся участвовать в учебном диалоге;

    способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр .)

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления.

Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

    Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т

    Развитие мыслительной деятельности;

    Формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

    Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

    Формирование способности к эмоциональному вос­приятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану;

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

умение высказывать своё отношение к получаемой информации;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

в) коммуникативны е универсальные учебные действия:

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

Обучающиеся должны знать:

Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

Основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Обучающиеся должны уметь:

Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:

Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

Основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие, ни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение коли­чества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Дет­ские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пишу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Повторение пройденного.

Тематическое планирование

Рабочая программа по развитию устной речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в 4 классе.

Обучающиеся должен уметь:
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

Различать объекты живой и неживой природы.

Где мы живём

    Коррекция пространственной ориентировки.

    Развитие связной речи при составлении текста-описания.

    Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам.

    Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Обучающиеся должен знать:

Название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- виды городского транспорта
- правила поведения в городе во время экскурсии;

Правила дорожного движения

Квартира, комната, обстановка комнат;

Уход за мебелью и посудой;

Виды одежды и обуви и уход за ней.

Обучающиеся должен уметь:

Описывать дорогу от дома до школы;

Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Природа

    Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

    Развитие монологической речи при составлении рассказа.

    Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие связной речи при озвучивании выполняемых действий.

    Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану.

Обучающиеся должен знать:

Что такое природа, природа живая и неживая;
- название органов растений (корень,стебель,лист,цветок,плод,семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 2-4 растений;2-4 животных.
Обучающиеся должен уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
-различать части растений и отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее 5);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых,рыб,птиц,зверей) раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, ядовитых ягод своего края.

Здоровье и безопасность

    Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений.

    Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении.

Обучающиеся должен знать:

Название органов чувств и их функции;

Правила гигиены, знать о закаливание организма и необходимости в этом;

Правила безопасного поведения в природе.

Обучающиеся должен уметь:

Правильно распределять время работы и отдыха (соблюдать режим дня);

Выполнять правила охраны и укрепления здоровья;

Применять знания и опыт в различной ситуации.

Повторение и обобщение

    Развитие связной монологи-ческой речи на основе составления рассказа по плану

    Развитие диа-логической речи при ответах на вопросы по картинкам, на основе составления рассказа- описания.

    Коррекция зрительной, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Обучающиеся должен уметь:

- обобщать и делать выводы по пройден-ному материалу;

Составлять небольшой рассказ по плану или серии сюжетных картинок;

Приводить примеры и доказательства.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке

Календарно-тематическое план ирование по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

22.09

Сентябрь-начало осени.

Сюжетные картинки, дидактическое пособие «Времена года»

24.09

Село, деревня.

Сюжетные картинки, таблицы.

Пр-ия

28.09

Правила дорожного движения

Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения, дидактическое пособие «Транспорт»

01.10

Овощи, фрукты, ягоды.

Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи)

05.10

Орехи

Картинки с изображением орехов (натуральные образцы и муляжи).

Пр-ия

08.10

Времена года: середина осени (экскурсия)

Календарь природы. Картины, таблицы.

Пр-ия

12.10

Золотой октябрь.

Картины природы в октябре, сюжетные картинки.

15.10

Грибы

Иллюстрации и муляжи грибов, дидактическое пособие «Грибы»

19.10

Семена цветковых растений

Коллекции семян, таблица, картинки

22.10

Полевые растения рожь, кукуруза, овес

Пр-ия

26.10

Полевые растения и их использование

Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года.

26.10

Итоги I четверти.

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Муляжи и натуральные образцы плодов, орехов.

29.10

2 четверть

Поздняя осень. Ноябрь.

Картины природы в ноябре, сюжетные картинки.

09.11

Квартира.

Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира".

12.11

Комната

Таблицы, картинки с изображением комнат разного назначения.

16.11

Мебель

Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная, лото «Твой дом».

1911

Уход за мебелью.

Картинки с изображениями видов мебели, комнат, оборудование для уборки комнат.

23.11

Посуда.

Картинки с изображением разных видов посуды, посуда.

Пр-ия

26.11

Уход за посудой.

Различные виды посуды, средства ухода за посудой.

30.11

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь

(экскурсия)

03.12

Погода и природа зимой

Картины зимней природы, дидактическое пособие «Времена года», дневник природы

07.12

Охрана здоровья: отдых зимой.

Картины зимней природы.

Пр-ия

10.12

Одежда и ее виды.

Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры.

Пр-ия

14.12

Уход за одеждой.

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой.

17.12

Обувь и ее виды.

Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки.

21.12

Уход за разными видами обуви.

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью.

24.12

3 четверть

Январь -начало года. Как я провел каникулы.

Картины зимней природы, сюжетные картинки.

11.01

Растения зимой: хвойные растения.

Пр-ия

14.01

Комнатные растения. Части растений.

Различные комнатные растения, открытки с комнатными растениями.

Пр-ия

18.01

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ.

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ (натуральные образцы)

21.01

Сезонные изменения середины зимы (экскурсия)

25.01

Деревья

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы.

Пр-ия

28.01

Февраль. Растения зимой: хвойные растения.

Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы.

01.02

Труд людей зимой

Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей.

04.02

Домашние животные: свинья.

Картинки, таблицы, открытки.

Пр-ия

08.02

Домашние животные: корова.

Таблица с изображением коровы, сюжетные картинки.

Пр-ия

11.02

Домашние животные: лошадь.

Таблица с изображением лошади, сюжетные картинки.

15.02

Сезонные изменения в природе: весна.

18.02

Голубой март.

Таблица, сюжетные картинки.

22.02

Дикие животные: лось.

Таблица с изображением лося, сюжетные картинки.

25.02

Дикие животные: олень.

Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки.

29.02

Домашние птицы:

гусь.

Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся.

Пр-ия

03.03

Домашние птицы: индюк.

Таблицы с изображением индюка, сюжетные картинки.

07.03

Дикие птицы: гусь, лебедь.

Таблицы с изображением диких гусей, лебедей, сюжетные картинки.

Пр-ия

10.03

Птицы перелетные и зимующие

Таблицы, картинки,

открытки с изображением птиц.

Пр-ия

14.03

Итоги III четверти.

Таблицы, картинки, дидактические игры.

17.03

4 четверть

Сезонные изменения в природе: апрель.

31.03

Птицы в русских сказках.

Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки.

Пр-ия

04.04

Труд людей весной.

Таблицы, сюжетные картинки, открытки.

Пр-ия

07.04

Полезные насекомые

11.04

Вредные насекомые

Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых.

14.04

Рыбы.

Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель «Скелет рыбы»

Пр-ия

18.04

Уход за рыбами в аквариуме

Таблица, картинки, аквариум

Пр-ия

21.04

Человек- часть природы.

Таблица- схема.

25.04

Сезонные изменения в природе: май.

28.04

Как я познаю окружающий мир.

Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа».

05.05

Отдых и труд дома

Таблицы,сюжетные картинки.

Пр-ия

12.05

Режим питания

Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры.

16.05

Режим сна

Сюжетные картинки.

Пр-ия

16.05

Наше общение.

Сюжетные картинки

19.05

Занимательный урок

Кроссворды, ребусы, настольные игры

23.05

Итоги IV четверти. Итоги года.

Таблицы, сюжетные картинки.

26.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Дидактический материал.

Сюжетные картинки

Пояснительная записка.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания. В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает его постепенно. Становление связной речи у учащихся коррекционной школы 8 вида осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова, Г.И.Данилкина.). Такие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Исследования Л.В. Занкова и М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картинок у таких детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Авторы объясняют это тем, что серия сюжетных картинок определяет последовательность изображенных событий, наглядно показывает динамику событий.

Пересказ детям с ОВЗ более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы. Но и пересказы таких детей имеют ряд особенностей. Они пропускают многие важные части рассказа, представляют его содержание упрощенно. Нарушается как внутренний (смысловой) уровень, так и языковый уровень связной речи. Связная речь характеризуется бедностью содержания, отсутствием логики, последовательности, многочисленностью аграмматизмов. Отмечается фрагментарность, неоформленность предложений, пропуск главных членов. Учащиеся первого класса коррекционной школы 8 вида выделяют лишь отдельные элементы ситуации (название субъекта), но не устанавливают соответствия между ними. С точки зрения поверхностной структуры наиболее распространенными в первом и во втором классе коррекционной школы являются предложения из 3–4 слов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений при помощи интонации и союза и (кошка влезла на дерево, грач увидел и полетел и клюнул). Средняя длина предложений школьников 1–2–3-х классов не превышает объема кратковременной памяти 7+_2. Они используют элементарные типы предложений, иногда структурно построенные неправильно. Наиболее сложным для такой категории детей является употребление сложноподчиненных предложений.

Таким образом, нарушения связной речи у детей с нарушением интеллекта обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

Наряду с нарушением познавательной деятельности, недоразвитие связной речи обусловлено недостаточной сформированностью диалогической речи и подготавливает ее появление.

Учащиеся коррекционной школы 8 вида часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника. Одной из причин нарушения формирования связной речи у данной категории детей является слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, связанные высказывания становятся более развернутыми, увеличивается количество слов в предложении. Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение сложности и самостоятельности.

Структура ее может выглядеть следующим образом: слово-предложение-текст.

В процессе логопедической работы над связной речью в коррекционной школе необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной. В младших класса коррекционной школы в основном, работают над текстом-повествованием и текстом описанием. Работа с текстом строится с учетом увеличения сложности соблюдения принципа последовательности:
– пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
– пересказ по сюжетной картинке;
– пересказ без опоры на картинки;
– рассказ по серии сюжетных картинок;
– самостоятельный рассказ.

Данная программа по развитию связной речи позволяет повысить уровень владения учащимися языком, научить пользоваться речью как средством общения и обобщения.

Тематическое планирование. (1ч. в неделю 34 ч.)

1-я четверть (8 часов).

  1. Что такое слова. Из чего состоят слова. (Формировать умение отличать слово от слогов и звукосочетаний.)
  2. Слова-предметы (Научить при помощи вопросов различать существительные одушевленные и неодушевленные. Обогащать словарный запас учащихся.)
  3. Слова-действия. (Познакомить учащихся с глаголами, вырабатывать навык дифференциации существительных и глаголов и сущ-ых.)
  4. Односоставные нераспространенные предложения. (Составление схем -. -! -?)
  5. Двухсоставные нераспространенные предложения. (Глагол +существительное. Схемы.)
  6. Составление двусоставных распространенных предложений. (Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение. Девочка моет куклу.)
  7. Составление двусоставных распространенных предложений. (Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение. Бабушка дает ленту внучке.)
  8. Составление двусоставных распространенных предложений. (Подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, образа действия, времени. В лесу растут грибы. Солнце светит ярко.)

2-я четверть (8 часов).

  1. Составление двусоставных распространенных предложений из 4–5 слов. (Подлежащее – сказуемое – прямое дополнение-обстоятельство образа действия, места, времени.)
  2. Составление 2, 3-х двусоставных распространенных предложений из 4–5 слов.
  3. Составление 2, 3-х двусоставных предложений из 4–5 слов на заданную тему. (“Зима” , “В парке”, “Моя игрушка” и.т.д.)
  4. Слова-признаки. (Познакомить учащихся с прилагательными. Выработать навык дифференциации существительных, глаголов и прилагательных.)
  5. Составление словосочетаний сущ.+прилагат. (Подбор к слову-предмету подходящего слова-предмета.)
  6. Распространение предложений при помощи слов-признаков.
  7. Составление распространенных предложений из 5–6 слов. (Подлежащее – дополнение – обстоятельство.)
  8. Путешествие в страну предложений.

(Повторительно-обобщающее занятие. Обобщить знания о словах-признаках, их закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных.)

3-я четверть (10 часов).

В 3 и 4 четвертях данная программа предусматривает работу с текстом. Занятия построены с соблюдением принципов последовательности и увеличения сложности. Учащихся от составления предложений постепенно переходят к составлению рассказов. На первом этапе работы преобладает репродуктивный рассказ-это пересказ. Тексты подбираются в составлении с возрастом учащихся. Далее начинают отрабатываться более сложные формы: диалог (беседа, инсценирование), монологическая речь (составление рассказов по серии картин, по картине, по личным впечатлениям, на заданную тему без опоры на наглядность).

  1. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок – 2ч.
  2. Пересказ с опорой на сюжетную картинку – 2ч.
  3. Пересказ без опоры на картинки – 2ч.
  4. (Используются сказки, рассказы В.Осеевой, Н.Носова, М.Пришвина, Б. Чарушина и др.)
  5. 4. Развитие диалогической речи. Экскурсия в магазин. Голевая игра
    “Магазин”. –1 ч.
  6. (Можно использовать игры “В аптеке”, “На почте”, “ Телефон” и.т.д.)
  7. Инсценировка сказки “Репка”.
  8. Экскурсия детский сад. Голевая игра “Детский сад”.
  9. Инсценировка сказки “Колобок”.
  10. Экскурсия в парк. Беседа об изменениях в природе, жизни животных, птиц.

4-я четверть (8 часов).

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок – 2 ч.
  2. Составление рассказа по сюжетной картинке – 2 ч.
  3. Составление рассказа на заданную тему без опоры на картинки – 2 ч.
  4. Составление рассказа по личным впечатлениям без опоры на наглядность. (По материалам экскурсий, по – 2 ч. Ходов.)

Литература:

  1. Д.К. Гизатулина “Учите, играя” Санкт-Петербург, “Акцидент”, 1997.
  2. Р.И. Лалаева. Работа по развитию речи в коррекционных классах. М.; “Владос”, 1999.
  3. А.И.Максаков. “Логопедические игры” М.; “Просвещение”, 1983. Т.А. Гкаченко. “Если дошкольник плохо говорит”. Санкт-Петербург, “Акцидент”, 1997.
  4. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. “Учитесь правильно говорить” М.; “Просвещение”, 1993.
  5. Р.И. Лалаева. Нарушения речи и система их коррекции у умственно-отсталых школьников. – М.; 1988.

Логопедическое занятие в 3 классе на тему: “Путешествие в страну предложений” (Обобщающее занятие с презентацией).

Цель: Формировать умение использовать в речи распространенные предложения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках;
  2. Повторить и закрепить навык распространения предложений при помощи существительных, прилагательных;
  3. закрепить навык работы со схемами предложений;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелких мышц руки;
  2. Обобщать и уточнять словарный запас учащихся;
  3. Развивать навык фонематического анализа и синтеза;
  4. Развивать словесную и зрительную память, произвольное внимание;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению родного языка;
  2. Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.

Пропедевтическая работа.

1. Базовый компонент.

  1. Умение отличать слова от слогов и звукосочетаний.
  2. Умение составлять из букв слоги, из слогов слова.
  3. Владение звукобуквенным анализом двусложных и трехсложных слов.
  4. Умение составлять простые нераспространенные предложения самостоятельно.
  5. Умение составлять предложения из данных слов.
  6. Индивидуальные занятия с учащимися.

2 группы учащихся для разноуровневых заданий по делению слов на слоги, дифференциации гласных и согласных, по определению количества букв и звуков в словах, по составлению предложений из данных слов.

Оборудование.

  • У учителя – доска с текстом и схемами, плакат– книга со страницами, плакаты с существительными, глаголами, прилагательными, набор картинок, игрушка – заяц, телефон, мяч, ваза с цветами, схемы.
  • У учащихся – макеты для разминки дыхания, зеркала для артикуляционной гимнастики, схемы предложений, словарики, ручки, карандаши, тетради.

Структура занятия.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика – 2 мин.
  3. Цели и задачи занятия – 2 мин.
  4. Обобщение знаний о словах – предметах, словах – действиях и словах – признаках – 17 мин.
  5. Физ. Минутка. Разминка для пальчиков – 2 мин.
  6. Обобщение и закрепление навыка работы с предложением – 16 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Обращение внимания на осанку. Учащихся проверяют, все ли готово для занятия, настраиваются на работу.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

1. Вдох короткий, выдох – длинный.

Упражнение с макетами. (Полянка и трава.)

2. Понюхать цветы в вазе, сделать вдох, на выдохе произнести фразу: как вкусно пахнут эти розы.

3. Упражнения для языка:

– “Чашечка”
– “Маятник”
– “Качели”
– “Иголочка”
– “Грибок”
– “Барабан”

4. Скороговорки: до города дорога в гору, из города – с горы.

(Учащихся 1-й группы произносят самостоятельно, учащихся 2-й группы – с помощью логопеда.)

3. Цели и задачи занятия.

Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить умение составлять предложения, а также работу со схемами.

4. Повторение и обобщение знаний о словах – предметах, словах – действиях, словах-признаках. (Приложение.) (Слайд 1)

На плакате – ребус: На лепестках цветка нарисованы рисунки: Лейка, деревья, очки, солнце, облако. По первым буквам названий картинок отгадать зашифрованные слова. (Слово).

Учитель:

– Что такое слово?

На демонстрационную доску выставляется книга. (Слайд 2)

Открывается 1-я страница: Кто? Что? О

Учитель:

– Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? И обозначаются кружком?

– Это слова-предметы. (Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)

Работа по картинкам

1. Распределить картинки на странице книги (по вопросам). (Слайд 3)

2. Работа с многозначными словами.

Учитель: Сегодня мы узнаем еще одно многозначное слово– ключ. (Слайд 4) (Учащиеся хором читают слово, голосом выделяют ударение.)

Учитель:

– Какие значения этого слова вы знаете?
– Ключ от замка, инструмент, родник.
– Запишите слово ключ в словарики, подсчет количества букв и звуков в нем.

Открывается 2-я страница книги:

Что делать? Что сделать? (Слайд 5)

Учитель:

– Как называются слова, которые отвечают на вопрос что делает? и обозначаются стрелочкой? (Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)
– Какие слова – действия вы можете назвать, рассмотрев картинки на страницах книги? (Слайд 6)

(Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)

1. Игра с мячом. Подобрать к слову – предмету слово – действие. (Учащийся ловит мяч, называет слово.)

2. Игра “Озвучь действие”. (Один ученик показывает действие, остальные называют его.)

3. Словарь действий: (Слайд 7)

бежит,
мчится,
идет,
несется,
ползет,
летит.

– Чем похожи эти слова?
– Какие слова обозначают быстрое движение?
– Выпишите в словарик слово, которое обозначает самое медленное движение (Работа со словарем. Учащиеся выполняют задание самостоятельно.)

Открывается 3-я страница.

(Слайд 8) Какой? Квадратик.

Учитель:

Как называются слова, которые отвечают на вопрос какой? и обозначаются квадратиком?

Учитель: рассмотрите картинки. Какой человек изображен на них? (Слайд 9) (На картинках человек: грустный, веселый, сердитый, удивленный.)

(Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)

Учитель:

1. Сделайте ваше лицо удивленным, испуганным, веселым, грустным. Работа по развитию мимики с зеркалом.

– Слова – признаки обогащают нашу речь, делают ее более точной, выразительной.

Попробуйте подобрать к предмету самый выразительный признак.

Описать мягкую игрушку – зайца. Какой он?

Словарь признаков. (Слайд 10)

Скромный,
Гордый,
Трусливый,
Хвастливый,
Добрый,
Быстрый.

– Стихотворение “Волк и Лиса”. (Читает учащийся 1-й группы у доски.)
– Какие слова– признаки вы услышали в этом стихотворении?

(Устные ответы учащихся 1, 2 групп.)

5. Физкультминутка. Разминка для пальчиков.

“Бабочка”.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь – и полетел

(Стихотворение произносят хором и выполняют нужные движения.)

Разминка для пальчиков: стихи и фигурки из пальчиков: “Река”, “Про курицу”, “Кошка”. (Проводят сами учащиеся.)

5. Обобщение и закрепление навыка работы с предложением.

Открывается 4 страница книги: Страна предложений.

  1. Запись числа в тетрадях, называние дня недели, месяца, времени года.
  2. Из скольких слов состоит самое короткое предложение? (Устные ответы.)
    Демонстрируются схемы: 0. 0!!
  3. Придумать и записать в тетради предложение, состоящее из 1 слова. (Задание выполняется самостоятельно.)

– Можно ли составить предложение из 2 слов. (Устные ответы учащихся.)

Демонстрируются схемы: 0 -0

– Интересны ли такие предложения?
– Много ли они несут информации?

(Учащихся придумывают предложения, 2-я группа – с помощью логопеда.)

– Распространите предложения при помощи слов – предметов и слов – признаков, выложите на парте схемы.

На доске: нераспространенные предложения и картинки.

Мальчик читает.

(3 предложения разбираются вместе, 4-ое – нужно придумать и самостоятельно написать в тетради. Учащимся 2-й группы помогает выполнить задание логопед.)

4. Самостоятельная работа.

На страничке книги – схемы.

Составить и записать 2 предложения по схемам.

(Учащихся 1 группы составляют предложения из 4, 5 слов, 2-й группы – из 3,4 слов.)

7. Итоги занятия.

– Что мы сегодня повторяли и закрепляли?
– Что было особенно интересно на занятии?
– Что труднее всего запомнить?

надежда пермякова
Конспект занятия по развитию речи для воспитанников III группы специальной коррекционной школы VIII вида

Тема : «Что такое труд?»

Цель : Формирование у детей сознательного отношения к труду.

Задачи : Раскрыть понятие «труд» и «самообслуживающий труд» .

Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему .

Коррекция и развитие устной речи посредством беседы .

Воспитание интереса к труду .

Оборудование : Проектор, презентация (интернат, в каждом окошке появляются фотографии специалистов ОУ по мере беседы о них с детьми)

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, скажите пожалуйста где мы с вами живём?

Дети. Мы живём в интернате.

Воспитатель . А что такое интернат? Для чего он нужен?

Дети. Сюда дети приезжают учиться, здесь дети играют, занимаются, поют, танцуют.

Воспитатель . А вы знаете, в нашем интернате работают добрые волшебники, они делают все, чтобы детям здесь было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали. Что это за волшебники?

Дети. Уборщица, повар, медик и т. д.

Воспитатель . Ребята, в нашей школе есть волшебницы Марина Васильевна, Татьяна Александровна, Марина Николаевна, Алёна Владимировна (презентация, открывается окно и появляется фотографии технических работников)

Чем они занимаются?

Дети. Моют пол, вытирают пыль, пылесосят, следят за порядком.

Воспитатель . А как вы им помогаете?

Дети. Дежурим, поливаем цветы, протираем пыль, убираем игрушки, заправляем кровати.

Воспитатель . Ребята, а что было бы, если бы не было технических работников?

Дети. Через проблемную ситуацию представляют, как было бы плохо в школе , корпусе, классе.

Воспитатель . Конечно, без их волшебства нам не обойтись. А еще в этом сказочном месте работают воспитатели (презентация) Кто они, что делают? Дети называют воспитателей по именам и рассказывают, что делает воспитатель , какой он воспитатель .

Воспитатель . Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. Давайте немножко отдохнём.

Физминутка.

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. Потягивания – руки стороны.

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растет. Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. Приседания.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. Потягивания – руки в стороны.

Мы ее не будем трогать –

Обожглись уже немного. Потягивания – руки вперед, погладить руки.

Все полили мы из лейки

и садимся на скамейки. (Дети садятся на места)

Воспитатель . Но ведь это не все волшебники нашей школы . Есть волшебницы,

которые каждый день вам готовят наивкуснейшие блюда. Где они работают?

Дети. Это повара, работают на кухне (презентация – в окошке шеф повар, кухонные работники)

Воспитатель . Назовите, какую вкусную и полезную еду нам готовят повара Дети перечисляют .

Воспитатель . А какие вредные продукты никогда не появляются на нашей кухне?

Дети. Чипсы, картофель фри, кока-кола и т. д.

Воспитатель . Правильно, повара заботятся о вашем здоровье и кормят вас

вкусной и полезной пищей. А кто еще заботится о вашем здоровье? Угадайте :

Она смотрит горлышки,

Делает прививки,

Температуру измеряет,

Дает нам витаминки.

Дети. Медсестра (презентация)

Воспитатель . Правильно, как зовут наших медсестер? А что надо делать, чтобы не болеть?

Дети. Делать зарядку, закалятся, правильно одеваться и т. д

Воспитатель . Вот сколько добрых волшебниц живет в нашем интернате.

А теперь угадайте загадку, чтобы узнать, кто еще живет в нашем дворце

Кто играет и поет

Весело плясать зовет

На инструментах он играет

Детей музыке обучает?

Дети. Музыкальный руководитель. (презентация) Как ее зовут?

Воспитатель . А кто еще помогает творить волшебство в нашем интернате? Дети перечисляют специалистов и что они делают : учитель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, прачки, дворники, завхоз – дают простые ответы, не развернутые (презентация)

Воспитатель . Молодцы! А кто главный в нашей школе ? Как ее зовут? Что она делает? (презентация)

Дети. Директор Валентина Таймазовна, она заботится, чтобы в школе была красивая мебель, посуда, игрушки, следит за порядком.

Воспитатель . Вот, сколько волшебников живет в нашем интернате! Большое им за это спасибо! Подумайте, а чей труд важнее?

Дети. Рассуждения детей.

Воспитатель . Одинаково важен труд каждого человека. И каждый старается выполнять свою работу хорошо. А что вы делаете?

Дети отвечают.

Воспитатель . Всё, что вы делаете – это самообслуживающий труд. Каждый человек должен уметь обслужить себя. Мы все живем дружно и весело. Ребята, а что вы расскажете маме и папе о нашем чудесном интернате?

Дети. Рассказывают о жизни в интернате, труде взрослых и самообслуживающем труде.

Воспитатель . Интернат – ваш второй дом, здесь вы проводите целый день с утра до вечера. Пусть вам будет здесь хорошо, весело, счастливо!

Источники :

1. Конспект занятия хозяйственно-бытовой труд «Маленькие помощники» , воспитатель МБДОУ д/с №85 , Кривошеева Ирина Викторовна, 2011г.

2. Хозяйственно-бытовой труд, Евгения Сатонина, 2012г.

3. Программа по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида под редакцией воспитателей А . В. Шевченко, О. В. Астапенко, С. Д. Борисовой с. Леуши, 2009г.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат № 2 г.о. Жигулевск, г. Жигулевск

Статья по теме

«Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида»

Подготовила:

учитель-логопед: Игнатьева Г.В.

2014г.

План

  1. Характеристика речевого развития учащихся школы VIII вида.
  1. Характеристика речевого развития учащихся школы VIII вида .

Общее нарушение интеллектуальной деятельности учащихся школы VIII вида в большинстве случаев осложнено недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов, которое приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее оформления.

В процессе усвоения речи нормально развивающийся ребенок запоминает не только слова, но и отдельные морфемы: корни, приставки, суффиксы, окончания – и уже с двух лет практически начинает пользоваться правилами словообразования.

Процесс речевого развития детей с умственной недостаточностью протекает иначе. Учащихся школы VIII вида усваивают по подражанию отдельные слова, являющиеся названиями обиходных предметов, часто повторяющихся действий, и простые конструкции предложений. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Последующее речевое развитие протекает замедленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными.

Учащиеся школы VIII вида имеют различные формы стойких нарушений звукопроизношения , которые приводят к затруднениям в овладении звуковым составом слова. Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному: отсутствием в речи детей тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп, смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных, нарушением слоговой структуры слова.

Серьезные недостатки наблюдаются у учащихся школы VIII вида в лексической стороне речи. Одним из наиболее ярких особенностей речи данных детей является ограниченность и бедность словарного запаса . Незнание большого круга слов разной меры обобщенности делает речь учащихся малоконкретной и недостаточно обобщенной. Отдельные грамматические категории вообще не употребляются или занимают в их словарном запасе минимальный процент (причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги и т.д.). Не менее распространенным недостатком лексической стороны речи учащихся является неправильное понимание и неточное использование слов. Это наблюдается в чрезмерном расширении значения слова.

Еще сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороны речи. Наиболее часто встречающимися недостатками являются следующие:

Малая распространенность предложений;

Пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы;

Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение;

Нарушение связи слов в предложении;

Нарушение порядка слов.

Характеризуя состояние связной речи учащихся школ VIII вида, необходимо отметить следующие недостатки:

Отсутствие полноты и развернутости высказывания;

Нарушение последовательности воспроизведения событий;

Искажение логической зависимости явлений;

Недостаточная выразительность речи.

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения ребенка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения учащихся школы VIII вида по всем учебным предметам.

  1. Задачи и пути развития речи учащихся школы VIII вида.

Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции. От того насколько будет сформирована речь у данных учащихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

Основная нагрузка в формировании речи учащихся школы VIII вида падает на уроки русского языка, где язык, речь становятся не только средством обучения, но и предметом изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.

Конкретные задачи по речевому развитию учащихся сводятся к следующему:

  1. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
  2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
  4. Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм речи.
  5. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) реализуется в процессе коммуникации. Отсюда обучение произносительным навыкам неразрывно связано с развитием словаря ребенка. Слово, в свою очередь, может быть усвоено только тогда, когда оно выступает в сочетании с другими словами, используется в разных формах и контекстах. Построение предложения, хотя и подчиняется внутренним грамматическим законам, зависит также от контекста, в котором оно находится. Рядом стоящие предложения определяют в нем порядок слов, их выбор, форму и т.д.

Наряду с развитием различных сторон речи учеников коррекционная школа решает задачи коррекции речевых недостатков. Работая над четкостью артикуляции, орфоэпией, интонацией, учитель занимается также закреплением звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь.

Результативность решения задач развития речи учащихся зависит от определенных условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации, вне зависимости от того, протекает она в устной или письменной форме, в присутствии собеседника или без него. Основными из них являются содержание высказывания и потребность говорить. При отсутствии этих условий, т.е. тогда, когда ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится фактически невозможным.

В связи с этим первым методическим условием формирования речи является уточнение и обогащение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира .

Задачи речевого развития учащихся могут быть успешно решены только в том случае, если весь процесс обучения и воспитания будет направлен на их реализацию.

Список литературы

  1. Гордиенко Е.Н. Научно-педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи. - Ташкент, 1985.
  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.
  1. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.

1 ч. в неделю

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» составлена в соответствии со следующими документами:

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.С изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9.«Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» / Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова[Текст]. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

11. Учебный план КГОБУ Черниговская КШИ

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Развитие устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течении всего учебного года.

Адресат

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 1 классаспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Педагогическая характеристика класса

В первом классе обучаются дети с различной интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. Одни поступают в первый класс из массовой школы после безуспешного обучения в ней. Другие приходят из массового детского сада, где было замечено их резкое отставание от сверстников. Третьи поступают в школу прямо из семьи и обычно бывают неподготовленными к обучению.

У детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается нарушение психофизических функций, которые непосредственно участвуют в акте чтения, - слуховых, зрительных, пространственных восприятий и представлений, артикуляции, общей моторики.

Обучающиеся 1 класса весьма различны по структуре дефекта, по характеру и уровню интеллектуальной деятельности, по личностным проявлениям. У них наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи. Для этих детей весьма характерны нарушения пространственного восприятия, работоспособности и разнообразные дефекты моторной сферы.

В специальной (коррекционной) школе встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, из-за чего в течении длительного времени они не усваивают конфигурацию; со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности.

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения развития устной речи, которые определены стандартом.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебникавторов Худенко Е.Д., Кремнева С.Н., для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М.: Аркти, 2003, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Структурно и содержательно программа для 1 класса составлена таким образом, что весь период обучения развитию устной речи рассчитан на 33 часа в год, 1 ч в неделю.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

Основные направления коррекционной работы:

развитие слухового восприятия и речевого слуха;

развитие зрительного и пространственного восприятия;

развитие пространственных ориентировки;

коррекция нарушенийэмоционально-личностной сферы;

развитие устной речи и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Рабочая программа по развитию устной речи составленана основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») в 1 классе, на основе программы курса развития устной речи для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико – синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основнымметодом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения : игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.