Применение светофильтров. Цветные светофильтры в черно-белых фотографиях.

Кажется довольно странным, что цветные фильтры можно использовать в черно-белой фотографии, однако это действительно так. При преобразовании цветного снимка в черно-белую фотографию применяются фильтры, с помощью которых фотограф может придать изображению необходимый контраст, выразительность и настроение. Цветные фильтры позволяют подчеркнуть наиболее значимые части фотографии и обеспечить черно-белым снимкам больше тонального контраста.

Для тех фотографов, кто всерьез интересуется черно-белой фотографией, наличие набора цветных фильтров в своем арсенале фото аксессуаров является практически обязательным. Знать о воздействии того или иного цветного фильтра на итоговое черно-белое фотоизображение очень полезно для возможности получения большего контроля над снимками и реализации самых смелых творческих идей.

Предназначение цветных фильтров

Одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкивается фотограф, специализирующийся на получении черно-белых снимков, заключается в том, что различные цвета из-за одинаковой тональной передачи получаются на черно-белых фотографиях очень похожими. Например, на обычной цветной фотографии оттенки зеленого, синего и красного выглядят совершенно по-разному, но на черно-белой фотографии они все сливаются практически в один цветовой фон. Вследствие этого некоторые объекты, характеризующиеся разными цветовыми оттенками, на черно-белом снимке могут сливаться между собой. Фотография получается довольно плоской, неконтрастной, скучной и безжизненной.

В эпоху пленочных аппаратов фотоматериалы для черно-белой фотографии были неравнодушны к голубой части спектра, в результате чего голубые тона неба на пейзажных фотографиях получались практически белыми, что делало снимок совершенно неинтересным. В то же время некоторые желтые, красные и оранжевые оттенки на фотографиях получались черными.

Производители фотоматериалов пытались решить эту проблему, выпустив сначала ортохроматические пленки, которые отличались более высокой чувствительностью к зеленой и желтой части спектра, а затем и панхроматические пленки, имевшие пониженную чувствительность к голубым частям спектра. После этого на рынке появились и изопанхроматические фотоматериалы, которые одинаково хорошо способны передавать на черно-белых снимках практически все цветовые оттенки.

Если в пленочной фотографии проблема с правильной тональной передачей цветов была фактически решена, то в цифровой она остается до сих пор. В частности, если производится съемка каких-либо объектов малинового цвета на фоне зеленой травы, то на итоговом черно-белом снимке они просто сольются в единую, безликую серую массу и не будут различимы. То же самое касается фотографирования осенью зеленых и красных листьев на клене – на черно-белой фотографии они получатся одинаково серыми и совершенно неинтересными зрителю. Подобных ситуаций можно перечислить огромное множество.

Конечно, первое что приходит в голову для решения данной проблемы – это использование различных программных средств Adobe Photoshop. С помощью графического редактора можно повысить контраст цветного снимка для последующего перевода в режим оттенков серого. Оперируя уровнями отдельных цветовых каналов можно, например, сделать более контрастными основные цвета (синий, красный и зеленый) и понизить насыщенность дополнительных. Однако в графическом редакторе не всегда можно добиться нужного фотографу эффекта.

И здесь как раз и пригодятся цветные фильтры, которые обладают полезным свойством пропускать свет идентичного цвета и в то же время блокировать (полностью или частично) свет других оттенков. В частности, красный светофильтр полностью пропускает красный свет и одновременно блокирует зеленый и синий, в результате чего на черно-белой фотографии цвета, идентичные фильтру, получаются ярче, а другие, наоборот, темнее. Одним словом, цветные светофильтры влияют на конвертацию цветов в черно-белое изображение, изменяя оттенки серого на монохромной фотографии.

Цветной светофильтр легко закрепляется на объективе цифрового фотоаппарата с помощью бленды. Применение цветных фильтров позволяет фотографу контролировать конечный результат и гарантировать, что снимаемые объекты не сольются на черно-белой фотографии, то есть останутся четкими и хорошо различимыми.

Практическое применение цветных фильтров в черно-белой фотографии

Принцип действия любого цветного светофильтра состоит в следующем. Цветной светофильтр блокирует только «дополняющий» цвет. На цветовом круге, который прекрасно знаком любому художнику или фотографу-энтузиасту, любой цвет и цвет его дополняющий располагаются прямо друг напротив друга. Например, для зеленого цвета дополняющим является малиновый, а для синего – желтый цвет. Цвет, который совпадает с цветом используемого светофильтра, будет выглядеть на снимке светлее обычного, а дополняющий цвет, соответственно, темнее. Благодаря этому цветные фильтры помогают повысить контраст в черно-белой фотографии. Сегодня в продаже можно найти светофильтры самой разной цветовой гаммы – от голубого и розового до темно-зеленого. При этом каждый из цветных фильтров применяется с четко определенной целью. В черно-белой фотографии наиболее часто используется пять цветных фильтров:

— Оранжевый фильтр

Оранжевые фильтры находят применение в портретной съемке, где они позволяют придать коже модели на черно-белой фотографии более красивый, гладкий и здоровый вид. С помощью оранжевого фильтра можно скрыть веснушки и разнообразные пятна на коже. В пейзажной фотографии оранжевые и красные фильтры помогают уменьшить задымленность тумана, избавиться от дымки или несколько затемнить небо. При съемке архитектуры и достопримечательностей оранжевый фильтр обеспечивает хорошее выделение текстуры каменных и деревянных объектов, которые бы при обычной съемке смотрелись на черно-белой фотографии одним сплошным, неразличимым пятном. Он увеличивает контраст между различными строительными материалами и архитектурными сооружениями.

— Красный фильтр

По степени воздействия наиболее ярко выраженным и сильным является красный фильтр. Такой фильтр обеспечивает получение эффектной, очень контрастной картинки, что помогает создать определенное настроение с экспрессивной окраской. Красный цвет тесно сообщается с голубым оттенком. Это означает, что при съемке пейзажа с использованием красного светофильтра голубое небо с облаками становится на фотографиях черным, с выраженным драматическим подтекстом. Если небо получается черным, то облака, наоборот, выделяются, вследствие чего снимок приобретает очень интересный вид. Красный фильтр востребован и при съемке красных цветов, которые на черно-белой фотографии по тону могут ничем не выделяться от зеленых растений и листвы. Эффект от использования красного фильтра настолько силен, что помогает создавать фотоизображения, идентичные тем, что получаются при инфракрасной съемке.

— Желтый фильтр

Желтые фильтры могут использоваться при съемке самых разнообразных сюжетов за счет того, что они дают очень легкий, едва различимый эффект. Особенно желтый фильтр хорошо использовать в пейзажной фотографии, где он помогает создать более естественную и четкую картинку. Подобный фильтр может немного увеличить контрастность неба, прорисовать облака или сделать более видимыми различные оттенки зеленой растительности. В портретной съемке желтый фильтр помогает снизить яркость веснушек и неприятных красных пятен на лице, подчеркнуть цвет здорового загара и придать коже теплый, естественный оттенок, а также мягко и красиво выделить светлые волосы и контуры губ.

— Зеленый фильтр

Использование зеленого светофильтра наиболее предпочтительно в пейзажной съемке, где он помогает подчеркнуть зеленые растения и листву, а также создать более интересные серые и темно-серые тона. В то же время применять зеленый фильтр следует осторожно: он может сделать небо более светлым, а в портретной съемке способен выделить на лице модели веснушки и различные пигментные пятна. Также стоит отметить, что желто-зеленый фильтр применяется в черно-белой фотографии для блокирования ультрафиолета, задерживая фиолетовый цвет.

— Синий (голубой) фильтр

Синие фильтры не так часто используются в черно-белой фотографии, поскольку они имеют свойство затемнять цвета и, тем самым, уменьшать общую контрастность снимка. Однако в ряде случаев их использование может быть вполне оправданным. Например, снижение общего контраста может быть полезно для того, чтобы придать фотографии более спокойное, умиротворяющее настроение. С помощью синего фильтра при съемке пейзажа ранним утром можно создать эффектное изображение, наполненное таинственной дымкой. В целом, синие и голубые светофильтры помогают акцентировать туман и дымку на фотоизображениях.

Итак, если не пользоваться цветными светофильтрами, то на черно-белых фотографиях многие цвета, включая такие сильные и глубокие, как красный, зеленый и синий, будут прообразовываться в серые оттенки, едва различимые друг от друга. В результате различные объекты сольются воедино, и фотография престанет быть четкой, контрастной и выразительной. Поэтому в арсенале любого фотографа, занимающегося черно-белой фотографией, обязательно должны быть цветные светофильтры, помогающие обеспечить правильный тональный перевод цветов, подчеркнуть нужные детали и придать снимкам определенное настроение.

Приводим краткую характеристику светофильтров отечественного производства.

Светло-желтый фильтр ЖС-12 (для всех сенсибилизирован- ных материалов). Желтые светофильтры высветляют (в переводе на позитив): желтые и зеленые тона - на "Ортохроме" и "Изоорто", желтые, зеленые и красные тона - на "Изопанхроме"; затемняют синие.

Светло-желтый фильтр применяется в целях улучшения тоновоспроизведения.

В пейзаже светло-желтый фильтр несколько притемняет голубое небо, выделяя на нем белые облака; на "Изопанхроме" высветляет зелень листвы и луговой травы, содержащую большую примесь черного.

Светло-желтый фильтр используется в портретной съемке под открытым небом.

Желтый фильтр ЖС-17 (для всех сенсибилизированных материалов). Желтый светофильтр, средний по плотности, применяется для правильного тоновоспроизведения.

В пейзаже желтый фильтр сильнее выделяет белые облака на голубом небе, ослабляет воздушную дымку, усиливает отчетливость далей, повышает контраст в тенях.

В пейзаже темно-желтый фильтр повышает контраст, выделяет облака на усиливаемом,бледно-голубом небе, ярко-голубое небо передает темным с сильным выделением облаков, хорошо выявляет голубоватые дали, уничтожает воздушную перспективу. На "Изохроме" и "Изопанхроме" фильтр высветляет зеленые тона.

Оранжевый фильтр ОС-12 (для красночувствительных материалов), Оранжевый светофильтр используется в случаях, когда требуется нарушить правильность тоновоспроизведения, для обычных съемок он не применим. Фильтр осветляет красный цвет, синий передает чрезмерно темным, сильно повышает контрасты.

В пейзаже оранжевый фильтр удовлетворительно затемняет светло-голубое белесое небо, выделяет легкие перистые и тонкослойные облака на голубом небе, освобождает дали от голубоватой атмосферной дымки, делает отчетливо различимыми самые удаленные планы.

На "Изохроме", "Панхроме", "Изопанхроме" с помощью оранжевого фильтра иногда можно сделать удовлетворительный снимок близко расположенных объектов в тумане - в таком, сквозь который проходят оранжевые и красные лучи. Фильтр поглотит лучи сине-фиолетовой зоны, главным образом рассеиваемые каплями воды, составляющими туман, и пропустит на фотослой лучи красно-оранжевой зоны, отражаемые предметом съемки.

Оранжевый фильтр применяется также в специальных случаях репродуцирования цветных оригиналов, при пересъемке чертежных "синек",

Светло-красный фильтр КС-1 (только для "Панхрома" и "Изопанхрома"). Красный фильтр искажает тоновоспроизве-" дение, сильно преувеличивает контрасты (красное передает почти белым, синее - почти черным), для обычных съемок не пригоден.

Светофильтр применяется для выделения красного цвета при репродуцировании цветных оригиналов, при пересъемке чертежных "синек", при научных и технических съемках, когда синие и зеленые лучи должны сильно контрастировать с красными.

В пейзаже красный фильтр используется для уничтожения сильной воздушной дымки при съемке дали, для получения "ночных видов" при солнце,

Желто-зеленый фильтр ЖЗС-5. Этот светофильтр предназначен для выравнивания тоновоспроизведения на "Панхроме", имеющем пониженную зеленую чувствительность, применяется при репродуцировании цветных оригиналов.

На другие негативные материалы желто-зеленый фильтр действует примерно так же, как светло-желтый ЖС-12, лишь слегка по сравнению с ним осветляя зеленый цвет,

Бесцветный фильтр БС-8 (для всех сенсибилизированных материалов). Фильтр полезен для высокогорных съемок (выше 1500 м над уровнем моря) при солнце; в условиях обилия ультрафиолетовых лучей он устраняет опасность возникновения нерезкости вследствие фокусной разницы, создаваемой этими лучами. В остальных случаях на результаты съемки бесцветный фильтр не влияет.

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Фотолюбителю можно посоветовать начинать свою деятельность вообще без светофильтра, в дальнейшем применять фильтры обдуманно, при наличии достаточных к тому оснований и при уверенности в пользе для фотоизображения.

В большинстве случаев съемки на панхроматических материалах светофильтр не нужен, удовлетворительное тоновоспроизведение наземных объектов достигается -на них благодаря широкой спектральной чувствительности фотослоя. Надобность в фильтре возникает при включении в кадр голубого неба: без светофильтра оно получается слишком светлым, белые облака выделяются слабо.

Подбор светофильтра в одноцветной черно-белой фотографии зависит от: а) цветности фотографируемого объекта; б) спектрального состава освещения; в) характера спектральной чувствительности негативного материала; г) желаемого конечного результата съемки.

Главное назначение светофильтра - исправлять тоновоспроизведение фотослоев. Если тот или иной негативный материал воспроизводит какой-либо цвет слишком светлым (в позитиве), то лучи этого цвета ослабляются фильтром.

Светофильтр пропускает лучи одинаковой с ним окраски, задерживает лучи дополнительного цвета: желтый фильтр пропускает все желтые и задерживает все синие лучи, красный фильтр поступает соответственно с красными и зелеными лучами.

Однако применение светофильтра не только исправляет чернобелое тоновоспроизведение цветных объектов в соответствии с субъективным впечатлением глаза, но может, наоборот, привести к искажению тоновоспроизведения в ту или другую сторону.

Рассмотрим два случая.

Первый пример. Ярко-голубое небо без светофильтра получается почти белым, правильно подобранный фильтр передаст его нормально темным, слишком же плотный фильтр чрезмерно усилит цветовой контраст, сделает небо черным, грозовым, а желтый цвет - почти совсем белым; снимок получится чересчур контрастным, неприятным для глаза. По этой причине темно-желтый фильтр не рекомендуется для съемки пейзажей с далью: при нем воздушная перспектива исчезает, дальние планы выходят слишком отчетливо и потому кажутся неестественно приближенными. Особенно заметно это бывает при съемке отдаленных гор, окутанных голубоватой атмосферной дымкой. Без светофильтра они вышли бы мало заметными, светло-желтый фильтр передаст их соответственно зрительному впечатлению. При слишком плотном светофильтре горы на снимке будут казаться придвинутыми к переднему плану, а ощущение глубины пространства - отсутствовать.

Второй пример. Бывает, что два основных цвета оказываются переданными на фотоизображении в виде серых тонов одинаковой светлоты; так, красные буквы и зеленый фон плаката могут получиться на негативе одинаково серыми, почти слиться. Разделить цвета можно с помощью красного фильтра, способного в данном случае повысить их контраст. И наоборот, неумелым выбором фильтра можно свести на нет существующий цветовой контраст.

Следовательно, в одноцветной фотографии выбором того или иного светофильтра фотограф может: а) правильно передать соотношение яркостей различных цветов объекта; б) усилить это соотношение; в) смягчить его.

Выбирая светофильтр, осмотрите объект. Первым делом обратите внимание на небо, но также учтите соседство цветовых участков, чтобы на снимке они не выравнялись или не слишком контрастировали. Не злоупотребляйте "переисправлением" в натурной съемке: нет ничего естественного в снимке, изображающем ярко освещенный солнцем белый дом на фоне совершенно черного неба, на котором облака выглядят подушками.

Для получения равных результатов тем светлее нужен фильтр, чем шире область спектральной чувствительности фотослоя; плотность требуемого фильтра повышается по мере увеличения количества сине-фиолетовых лучей в освещении (или в объекте съемки).

Как известно, при высоком стоянии солнца преобладают синие и фиолетовые лучи, утренний и вечерний солнечный свет богат желтыми и красными лучами, электрическое освещение изобилует зелеными и красными. Поэтому в случае надобности для правильного тоновоспроизведения можно руководствоваться следующими указаниями:

1. Для ортохроматических материалов применять под открытым небом: днем - средний и темный желтые фильтры, ранним утром и вечером перед закатом (а также при электрическом свете) - светлый и средний желтые фильтры.

2. Для панхроматических фотослоев использовать: под открытым небом днем - светлый и средний желтые, а также желто-зеленый фильтры, рано утром и ближе к вечеру - светлый желтый и желто-зеленый фильтры; при электрическом освещении светофильтр излишен,

Приведенные в предыдущем параграфе данные о применении под открытым небом отдельных светофильтров относятся к самой светлой части дня, например летом от 11 до 15 часов; ранним утром и вечером перед закатом применяется предыдущий по плотности фильтр.

Определяя выдержку при работе с фильтром, помимо его кратности и обычных условий съемки надо учитывать еще некоторые детали. Так, тоновоспроизведение тем лучше, чем полнее выдержка. Поэтому ориентируйтесь на приемлемый в каждом случае максимум экспозиции.

Фотографируя с оранжевым или красным фильтром при безоблачном небе, когда тени голубые, необходимо считаться с недостаточной их проработкой при нормальной выдержке и дополнительно удлинять последнюю. При съемках движущихся объектов используется почти исключительно светло-желтый фильтр, так как выдержка здесь не может быть увеличена сверх определенных пределов. По этой же причине при съемках быстрого движения и недостаточном свете приходится отказываться от светофильтра. Светофильтры совсем не нужны: а) при любых съемках на несенсибилизированном негативном материале; б) при репродуцировании ахроматических (серо-бело-черных) штриховых и полутоновых оригиналов, выполненных на белой бумаге; в) при съемках на "Изохроме", "Панхроме", "Изо-панхроме" большинства объектов, освещаемых электрическим светом ламп накаливания (исключение составляют красочные картины, костюмы, букеты цветов и другие объекты, требующие разделения или подчеркивания тех или иных цветов).

В заключение упомянем о двух случаях практического использования светофильтров, так сказать, не по прямому их назначению.

Бывает, что при сильном солнечном свете, высокочувстви- тельном негативном материале, отсутствии на затворе очень коротких выдержек и недостаточности диафрагмирования приходится прибегать к светофильтру как к единственному средству удлинения требуемой выдержки до технически осуществимой величины (не считаясь с возможным искажением тоновоспроизведения).

Наконец, бесцветный светофильтр БС-8 (не влияющий на результат обычных съемок), будучи постоянно навинченным на объектив, предохраняет его от повреждений и загрязнений.

Доброкачественный светофильтр не оказывает заметного влияния на направление лучей, и не приходится опасаться уменьшения резкости негативов от его применения, нужно только убедиться в том, что фильтр плотно прижат к объективу. При наводке на резкость по матовому стеклу фильтр можно надеть после наводки, но когда света достаточно, лучше наводить при надетом фильтре (если объект расположен ближе двух метров от фотоаппарата, последнее условие обязательно). Загрязненный, захватанный пальцами светофильтр ухудшает резкость изображения; уход за ним должен быть такой же, как за объективом (см. "Уход за аппаратом и объективом" во 2-м уроке). Носить светофильтры непосредственно в кармане, как это делают некоторые фотографы, нельзя; держите светофильтры в тех футлярах, в которых они продаются, Многокрасочный мир одноцветная фотография передает в ахроматических тонах серой шкалы. Однако спектрально очувствленные негативные материалы в сочетании со светофильтрами при надлежащем их использовании позволяют не только воспроизводить на черно-белом снимке многоцветный мир так, что он кажется нам "правильным", но и достигать разнообразных изобразительных эффектов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Создается впечатление, что практически в каждом моем проекте есть хотя бы один кадр с хромакеем. Способ освещения таких кадров зависит от того, использую ли я оборудование заказчика или свое собственное, насколько большой зеленый экран на площадке и как быстро мне нужно подготовиться к съемке.

За годы работы я находил множество советов о цифровом композинге, но недавно задумался, почему я перестал использовать цветные светофильтры при освещении хромакея. Эта техника весьма старая и основана на фундаментальных понятиях теории света: зеленый светофильтр - в особенности CalColor - отфильтровывает нежелательные красные и синие длины волн, отражающиеся от зеленого экрана. В результате происходит меньше загрязнения изображения, а оптический спектр зеленого цвета, отражающийся от хромакея, становится уже. Все это заметно упрощает кеинг на постпродакшне.


Да, из-за добавления зеленого светофильтра вы потеряете 0,5-1 стоп света, однако все это касается красного и синего цвета, который вам и не нужен. В кадре останется столько же зеленого, а это значит, вам не понадобиться та же световая интенсивность для качественного кеинга.

Я задумался: позабыли ли эту технику из-за появления технологий получше или же ей стоит снова научиться, чтобы эффективней работать на площадке.


Выше – хромакей размерами 8x8 футов, который я осветил при помощи двух ламп - по одной на каждую сторону. На первый взгляд, это качественный, равномерно освещенный зеленый экран. Затем я разместил на лампах зеленый светофильтр CalColor #4460 60, и тут же увидел разницу в конечном результате.


Обратите внимание, насколько богаче стал зеленый цвет по сравнению с первым примером. Сравнив их в непосрественной близости друг от друга можно заметить, что хромакей без светофильтра менее насыщенный и обладает голубоватым оттенком. CalColor убрал избыточный цвет.


В теории это звучит убедительно, но я хотел посмотреть, как это будет выглядеть когда в кадре окажется живой человек. Известно, что со светлыми волосами сложнее всего справиться, работая с зеленым экраном, так что мы нашли актрису с песочным цветом волос. Вот результат.


Помните, что мы помешаем фильтры только на осветители, направленные на зеленый экран, а все остальное оставляем таким же. Дополнительное время, потраченное на освещение, позволит вам сэкономить на постпродакшне. Так я убедился, что эту технику мы забыли без видимой причины.

В следующий раз, когда будете работать с хромакеем, убедитесь, что у вас есть зеленые светофильтры CalColor. Пытайтесь достигнуть наилучшего результата прямо в камере.

Cтраница 1


Зеленые светофильтры используют для увеличения контраста при изучении препаратов, имеющих красную окраску. Кроме того светофильтры полезны при работе с ахроматическими объективами, у которых недостаточно хорошо исправлена хроматическая аберрация для синих лучей. Эти светофильтры применяются также при работе с фазово-контрастными устройствами.  

Зеленые светофильтры имеют большое значение при фотографировании, так как задерживают синие лучи, к которым особенно чувствительны фотоэмульсии. С этими фильтрами изображение получается более контрастным.  


Зеленый светофильтр состоит из двух половинок. Используемые стекла для светофильтров являются термически стойкими и при перепаде температуры в: 50 С не дают трещин.  

Спектральные характеристики синих светофильтров.| Спектральные характеристики зеленых светофильтров.| Спектральные характеристики желто-зеленых светофильтров.  

Зеленые светофильтры (рис. 35) увеличивают контраст препаратов, имеющих красную окраску, и полезны при работе с апохроматами, у которых недостаточно хорошо исправлен хроматизм для синих лучей.  

Зеленые светофильтры (фиг, 146) увеличивают контраст препаратов, имеющих красную окраску и полезны при работе с апохроматами, у которых недостаточно хорошо исправлен хроматизм для синих лучей. Они применяются также с фазово-контрастными устройствами и при фотографировании, так как они задерживают синие лучи, повышая контрастность изображения.  

Зеленые светофильтры увеличивают контраст препаратов, имеющих красную окраску, и полезны при работе с апохроматами, у которых недостаточно хорошо исправлен хроматизм для синих лучей. Они применяются также с фазово-контрастными устройствами и при фотографировании, так как они задерживают синие лучи, повышая контрастность изображения.  

Кривые пропускания светофильтроа По горизонтальной оси отложены длины волн, по вертикальной - прозрачность и плотность светофильтров. Светлый участок на графике показывает зону пропускания, темная часть графика обозначает зоны поглощения. а - кривая зеленого светофильтра, 6-кривая синего светофильтра.  

Постоянная проблема черно-белых фотографий – это то, что некоторые цвета выглядят похожими, когда используются полутона (т.е. когда фото преобразовано в серую шкалу — greyscale). Например, некоторые оттенки красного, зеленого, и синего выглядят абсолютно разными в цвете, но почти одинаковыми на черно-белой фотографии.

Из-за этого, некоторые объекты черно-белой фотографии смешиваются друг с другом, делая снимок плоским и безжизненным. Такой фотографии обычно недостает контраста и четкости.

Решить проблему можно с помощью цветных светофильтров , т.к. они влияют на способ конвертации цветов в черно-белое изображение. Они дают вам возможность контролировать конечный результат фотографии, все объекты будут выглядеть раздельно и четко.

Черно-белые фильтры. Основы.

Есть 5 цветов светофильтров, которые обычно используются в черно-белой фотографии — красный, оранжевый, желтый, зеленый, и синий. Каждый пропускает свет собственного цвет и частично блокирует другие цвета. Например, красный светофильтр пропускает красный свет, но блокирует насыщенные зеленые и синие оттенки.

В результате, цвета, соответствующие цвету светофильтра, кажутся более яркими на конечной фотографии, в то время как другие цвета кажутся более темными. Это означает, что на черно-белой фотографии, объекты будут иметь более светлые или более темные оттенки серого.

Эта фотография показывает, как с помощью различных светофильтров, цвета преобразуются в черно-белое изображение:

Различные светофильтры (верхняя линия) придают вашей черно-белой фотографии различные эффекты.

Использование черно-белых фильтров

Из-за их различных эффектов каждый цветной светофильтр имеет тенденцию использоваться разными способами.

Красные светофильтры

Красные светофильтры дают очень сильный эффект, увеличивая контрастность. Они часто считаются «слишком резкими» для большинства типов фотографии, но могут использоваться, для получения удивительно творческих фотографий.


Красные светофильтры резко увеличивают контрастность. Фотограф Nicholas .

В пейзажной фотографии, красный светофильтр преобразует голубое небо в почти черное, при этом облака становятся резко выделенными, придавая снимку драматические ощущения. Красные светофильтры прекрасно подходят для того, чтобы увеличить видимость при дыме или в тумане.

Фотографируя растения, вы сможете увеличить разницу между цветами и листвой. В особенности, если вы снимаете красные цветы, т.к. они имеют схожий тон с окружающими листьями.

Красные светофильтры придают фотографиям удивительный эффект. Ваша фотография может выглядеть как при съемке через инфракрасный фильтр , что делает светофильтры прекрасной и более дешевой альтернативой настоящей инфракрасной фотографии.

Оранжевые светофильтры

Оранжевые светофильтры находятся между красными и желтыми фильтрами, создавая прекрасный баланс цветов. Это делает их популярным фильтром общего назначения.


Оранжевый светофильтр придает коже теплые тона, делая ее гладкой. Фотограф David Jubert .

В портретной фотографии, оранжевый светофильтр уменьшает проявление веснушек и пятен, придавая коже здоровый, гладкий вид.

Фотографируя здания и городские пейзажи, они задают кирпичам особый, приятный тон, а также увеличивают контраст между различными материалами, добавляя глубину и структуру к изображению.

Так же как и красные светофильтры, вы можете использовать их, чтобы сократить визуальное влияние дыма или тумана, а также, чтобы затемнить небо и подчеркнуть облака.

Желтые светофильтры

Желтые светофильтры дают самый утонченный эффект среди всех 5 цветных светофильтров. В некоторых случаях различие едва заметно, но его может быть достаточно, чтобы сделать хорошую фотографию. Эти светофильтры популярны среди новичков, т.к. они могут использоваться практически в любом типе фотографии.


Желтые светофильтры затемняют голубой цвет, увеличивая контраст фотографии. Фотограф Alex Gorstan .

Когда вы фотографируете природу, желтый светофильтр немного затемняет небо, помогая сбалансировать влияние на снимок более темной земли. Он также придает приятный оттенок облакам.

Зеленый светофильтр , главным образом, используется, чтобы фотографировать растения, т.к. он помогает отделить зеленую листву от ярко-разноцветных бутонов цветов.

Они могут также использоваться в пейзажной фотографии, чтобы улучшить внешний вид травы и деревьев, но при этом они высветлят небо, поэтому вам следует использовать их с осторожностью, чтобы не потерять важные детали снимка.

Синие светофильтры

Синие светофильтры редко используются для черно-белой фотографии. Они затемняют большинство цветов и уменьшают контраст всей фотографии.


Синий светофильтр затемняет большинство цветов и используется, чтобы уменьшить контраст. Фотограф Tony Armstrong .

При правильном использовании, это уменьшение контраста может быть полезным для создания спокойного, умиротворенного снимка. Синий светофильтр также усиливает проявление дыма и тумана, придавая особое настроение фотографии при съемке ранним утром .

Если вы серьезно относитесь к черно-белой фотографии тогда, выбор цветных фильтров — важное дополнение к вашему комплекту фотографа. Они дадут вам намного больше контроля над получаемыми фотографиями, помогая вам создать настроение, уравновесить контраст, и подчеркнуть самые важные части снимка.